Понедельник, 20.05.2024, 07:26 
ВОЛГОРЕЧЕНСК - НАШ ГОРОД!!!
Главная
Мой профильРегистрацияВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Скидки дня!
Aliexpress INT
Поиск по сайту:
Меню сайта
Категории раздела
Первооткрыватели [7]
...
 Каталог статей
Главная » Статьи » История нашего города » Первооткрыватели

Повод для гордости. А БЛОКА МОГЛО И НЕ БЫТЬ!

На этот раз вниманию читателей предлагаются отдельные места из архива бывшего заместителя начальника Управления строительства Костромской ГРЭС по монтажу Г.И. Воронцова и материалов Т.А. Жур, журналиста Филиала ОАО "ОГК-3" "КГРЭС, из книги "Волгореченск вчера и сегодня".

Председатель Совета мини­стров СССР Алексей Николаевич Косыгин приехал на Костромс­кую ГРЭС летом 1975 года, ког­да только-только заложили пер­вый бетон в основание главного корпуса третьей очереди элект­ростанции.

Чуть ранее, в марте, на засе­дании Правительства СССР в Мраморном зале Кремля, услы­шав звук сирены, я удивился. Но так было принято: если вдруг в процессе обсуждения того или иного пункта повестки возникал мешающий работе шум, то вклю­чали охлаждающую горячие го­ловы сирену. А дебаты случались довольно свободными, и своё мнение министры и другие их участники высказывали без ог­лядок на авторитеты и обще­ственное положение. Отстаивая свой взгляд на проблему, не стеснялись в выборе аргументов и выражений.

Перед рассмотрением вопро­са "О строительстве 3 очереди Костромской ГРЭС с двумя бло­ками мощностью 1200 МВт" А.Н. Косыгин заявил: "Строить не бу­дем. Мазут лучше продать за границу". А на сообщение заме­стителя министра энергетики СССР, что "мы уже начали стро­ить", ответил:

- А зачем же Вы пришли сюда? Стройте без нас.

В зале воцарилась тишина.

Положение спас зампредсовмина, Председатель Государ­ственного комитета по науке и технике В.А. Кириллин. Крупный учёный в области энергетики и теплофизики, академик АН СССР, он чётко и коротко доложил о не­обходимости возведения уникаль­ного турбогенератора мощностью 1200 МВт, его технико-экономи­ческих показателях и вкладе в на­учно-технический прогресс стра­ны.

"До сегодняшнего дня, - ска­зал он, - нигде в мире нет даже разработок такого масштаба. А наша промышленность готова из­готовить и турбоагрегат, и котлоагрегат, провести их испытания и сдать в эксплуатацию". Его выс­тупление было настолько аргу­ментированно, что решение о строительстве было принято и успешно реализовано.

И вот Косыгин прибыл на стро­ительство 3 очереди. Электро­станция ему понравилась. Он вы­разил уверенность, что и новый энергоблок 1200 МВт будет на­дёжно работать, и поблагодарил строителей, монтажников и эксп­луатационников. Высказанная тогда уверенность в людях и результатах их труда была подтверждена: энергетика в нашей стране - передовой рубеж научно-технического прогресса.

Проектирование "миллионника" было поручено Горьковскому отделению Всесоюзного государ­ственного проектного института "Теплоэлектропроект" Министер­ства энергетики и электрифика­ции СССР - автору всей Костром­ской ГРЭС. Турбину и генератор мощностью 1200 МВт изготовили Ленинград­ский металлический завод и Ле­нинградский завод "Электросила". Миллион двести тысяч киловатт в одном агрегате - таких мировая практика еще не знала. Коллектив Металлического завода использо­вал свыше 20 авторских свиде­тельств и столько же изобретений, которые значительно ускорили вы­полнение сложных технических ре­шений.

Чтобы сделать многотонную поковку ротора генератора, ме­таллургам Ижорского завода при­шлось создать специально для нового блока уникальную элект­ропечь и разработать иную тех­нологию получения особо прочной стали. Для транспортировки энергети­ческого исполина - статора тур­богенератора - на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе был изготовлен специаль­ный транспортёр длиной 48 мет­ров - первый отечественный трейлер большой грузоподъёмно­сти. На подъездных путях "Элект­росилы" железнодорожники впер­вые в своей практике выполнили уникальную погрузочную опера­цию.

Всё приходилось делать, не имея аналогов в практике. Для доставки груза был создан своеобразный железнодорожный состав. Сразу за локомотивом -вагон, обнесённый деревянной рамой, точно повторяющей габа­риты статора. По ней машинисты ориентировались на трудных уча­стках пути. Далее следовали три порожних вагона для амортизации необычного груза. За ними был прицеплен сам транспортёр-трей­лер со статором. Замыкали состав передвижная электростанция и вагон с обслуживающим персона­лом.

Сложнейшее сооружение энер­гоблока № 9 представляет собой котёл, изготовленный на Таган­рогском заводе "Красный котель­щик". Весит он 17 тысяч тонн и не имеет фундамента, а висит на семи стальных хребтовых балках. Конструкция каркаса котла и при­менение специальных сталей для его изготовления потребовали особой - сверху вниз - техноло­гии монтажа. На хребтовых бал­ках традиционная сварка была за­менена высокопрочными болтами не только ради скорости - соору­жение настолько грандиозно, что даже одну из семи конструкций очень трудно было рассчитать для сварочных работ.

Регенеративные воздухоподо­греватели, созданные по лицен­зии фирмы "Крафтанлаген" (ФРГ) Таганрогским котельным заво­дом, имеют диаметр 14,5 метров. Вес многих узлов - более 30 тонн. Их монтаж потребовал примене­ния больших подъёмных кранов и дополнительных затрат на подгон­ку деталей уплотнений. По инициативе Центрального котлотурбинного института был создан Координационный совет из представителей научных, про­ектных и конструкторских инсти­тутов, энергомашиностроитель­ных заводов и предприятий стройиндустрии. Возглавил его про­фессор Н. М. Марков.

Все строительные операции осуществляло Управление строи­тельства Костромской ГРЭС тре­ста "Центроэнергострой" Мини­стерства энергетики и электри­фикации СССР с привлечением специализированных субпод­рядных организаций, в том чис­ле монтажных участков других трестов. Прежний начальник УС КГРЭС Василий Иванович Амелин был назначен управляющим трестом "Центроэнергострой". Началь­ником стал В.П. Кулдошин, глав­ным инженером А.И. - Бурлак, начальником волгореченского участка ЦЭМ - Е.Ф. Мирющенко, главным инженером - Л.П. Таланин.

Вспоминает Виктор Прокофь­ева Кулдошин:

- В 1975 году был заложен первый фундамент под новый главный корпус третьей очере­ди Костромской ГРЭС. Широко развернулось возведение всех объектов, включая гидротехни­ческие сооружения, ОРУ-500, дымовую трубу № 3, вторую химводоочистку и девятиэтаж­ный инженерно-бытовой корпус. Имеющийся опыт позволял строителям и монтажникам ве­сти работы по непрерывному трёхсменному графику с опере­жением установленных сроков. Они несколько лет будут жить в напряжённом ритме, чтобы при­близить небывалый успех. Хоро­ший эффект дала инициатива "рабочая эстафета" между тру­довыми коллективами, внедрён­ная при ведении монтажа. Каж­дый участок старался предоста­вить последующим отлично под­готовленный фронт деятельно­сти. Эстафету принимали энер­гетики-эксплуатационники, ко­торые изучали оборудование "миллионника" не один год.

Подготовила Светлана НОВОЖИЛОВА 

Газета "ВЕК" от 15 декабря 2010 года

Категория: Первооткрыватели | Добавил: Admin (25.12.2010)
Просмотров: 798 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Copyright VOLGA-F1 © 2024
Войти на сайт
ПОГОДА
Яндекс.Погода
Из фотоальбома
Видео
00:02:38

Храм на горе Левитана

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
Cсылки

Трезвая Россия
Статистика
free counters
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика