На этот раз вниманию читателей предлагаются отдельные места из архива
бывшего заместителя начальника Управления строительства Костромской ГРЭС по
монтажу Г.И. Воронцова и материалов Т.А. Жур, журналиста Филиала ОАО
"ОГК-3" "КГРЭС, из книги "Волгореченск вчера и
сегодня".
Председатель Совета министров
СССР Алексей Николаевич Косыгин приехал на Костромскую ГРЭС летом 1975 года,
когда только-только заложили первый бетон в основание главного корпуса
третьей очереди электростанции.
Чуть ранее, в марте, на заседании Правительства СССР в
Мраморном зале Кремля, услышав звук сирены, я удивился. Но так было принято:
если вдруг в процессе обсуждения того или иного пункта повестки возникал
мешающий работе шум, то включали охлаждающую горячие головы сирену. А дебаты
случались довольно свободными, и своё мнение министры и другие их участники
высказывали без оглядок на авторитеты и общественное положение. Отстаивая
свой взгляд на проблему, не стеснялись в выборе аргументов и выражений.
Перед рассмотрением вопроса "О строительстве 3
очереди Костромской ГРЭС с двумя блоками мощностью 1200 МВт" А.Н. Косыгин
заявил: "Строить не будем. Мазут лучше продать за границу". А на
сообщение заместителя министра энергетики СССР, что "мы уже начали строить",
ответил:
- А зачем же Вы пришли сюда?
Стройте без нас.
В зале воцарилась тишина.
Положение спас зампредсовмина, Председатель Государственного комитета
по науке и технике В.А. Кириллин. Крупный учёный в области энергетики и
теплофизики, академик АН СССР, он чётко и коротко доложил о необходимости
возведения уникального турбогенератора мощностью 1200 МВт, его технико-экономических
показателях и вкладе в научно-технический прогресс страны. "До
сегодняшнего дня, - сказал он, - нигде в мире нет даже разработок такого
масштаба. А наша промышленность готова изготовить и турбоагрегат, и
котлоагрегат, провести их испытания и сдать в эксплуатацию". Его выступление
было настолько аргументированно, что решение о строительстве было принято и
успешно реализовано.
И вот Косыгин прибыл на строительство 3 очереди.
Электростанция ему понравилась. Он выразил уверенность, что и новый
энергоблок 1200 МВт будет надёжно работать, и поблагодарил строителей,
монтажников и эксплуатационников.
Высказанная тогда уверенность в людях и результатах их труда была
подтверждена: энергетика в нашей стране - передовой рубеж научно-технического
прогресса.
Проектирование "миллионника" было поручено
Горьковскому отделению Всесоюзного государственного проектного института
"Теплоэлектропроект" Министерства энергетики и электрификации СССР
- автору всей Костромской ГРЭС.
Турбину и генератор мощностью 1200 МВт изготовили Ленинградский
металлический завод и Ленинградский завод "Электросила". Миллион
двести тысяч киловатт в одном агрегате - таких мировая практика еще не знала.
Коллектив Металлического завода использовал свыше 20 авторских свидетельств и
столько же изобретений, которые значительно ускорили выполнение сложных
технических решений.
Чтобы сделать многотонную поковку ротора генератора, металлургам
Ижорского завода пришлось создать специально для нового блока уникальную электропечь
и разработать иную технологию получения особо прочной стали.
Для транспортировки энергетического исполина - статора
турбогенератора - на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе был
изготовлен специальный транспортёр длиной 48 метров - первый отечественный
трейлер большой грузоподъёмности. На подъездных путях "Электросилы"
железнодорожники впервые в своей практике выполнили уникальную погрузочную
операцию.
Всё приходилось делать, не имея аналогов в практике.
Для доставки груза был создан своеобразный
железнодорожный состав. Сразу за локомотивом -вагон, обнесённый деревянной
рамой, точно повторяющей габариты статора. По ней машинисты ориентировались на
трудных участках пути. Далее следовали три порожних вагона для амортизации
необычного груза. За ними был прицеплен сам транспортёр-трейлер со статором.
Замыкали состав передвижная электростанция и вагон с обслуживающим персоналом.
Сложнейшее сооружение энергоблока № 9 представляет
собой котёл, изготовленный на Таганрогском заводе "Красный котельщик".
Весит он 17 тысяч тонн и не имеет фундамента, а висит на семи стальных
хребтовых балках. Конструкция каркаса котла и применение специальных сталей
для его изготовления потребовали особой - сверху вниз - технологии монтажа. На
хребтовых балках традиционная сварка была заменена высокопрочными болтами не
только ради скорости - сооружение настолько грандиозно, что даже одну из семи
конструкций очень трудно было рассчитать для сварочных работ.
Регенеративные воздухоподогреватели, созданные по лицензии фирмы
"Крафтанлаген" (ФРГ) Таганрогским котельным заводом, имеют диаметр
14,5 метров. Вес многих узлов - более 30 тонн. Их монтаж потребовал применения
больших подъёмных кранов и дополнительных затрат на подгонку деталей
уплотнений.
По инициативе Центрального котлотурбинного института был создан
Координационный совет из представителей научных, проектных и конструкторских
институтов, энергомашиностроительных заводов и предприятий стройиндустрии.
Возглавил его профессор Н. М. Марков.
Все строительные операции осуществляло Управление строительства
Костромской ГРЭС треста "Центроэнергострой" Министерства энергетики
и электрификации СССР с привлечением специализированных субподрядных
организаций, в том числе монтажных участков других трестов.
Прежний начальник УС КГРЭС Василий Иванович Амелин был назначен
управляющим трестом "Центроэнергострой". Начальником стал В.П.
Кулдошин, главным инженером А.И. - Бурлак, начальником волгореченского
участка ЦЭМ - Е.Ф. Мирющенко, главным инженером - Л.П. Таланин.
Вспоминает Виктор Прокофьева Кулдошин:
- В 1975 году был заложен первый фундамент под новый главный корпус
третьей очереди Костромской ГРЭС. Широко развернулось возведение всех
объектов, включая гидротехнические сооружения, ОРУ-500, дымовую трубу № 3,
вторую химводоочистку и девятиэтажный инженерно-бытовой корпус. Имеющийся опыт
позволял строителям и монтажникам вести работы по непрерывному трёхсменному
графику с опережением установленных сроков. Они несколько лет будут жить в
напряжённом ритме, чтобы приблизить небывалый успех. Хороший эффект дала
инициатива "рабочая эстафета" между трудовыми коллективами, внедрённая
при ведении монтажа. Каждый участок старался предоставить последующим отлично
подготовленный фронт деятельности. Эстафету принимали энергетики-эксплуатационники,
которые изучали оборудование "миллионника" не один год.
Подготовила Светлана НОВОЖИЛОВА
Газета "ВЕК" от 15 декабря 2010 года
|